О чем рассказал Эмир Кустурица выпускникам АРКИТ?
Выпускница киноакадемии АРКИТ , а в настоящее время студентка ВГИК Ксения Таран, рассказала нам о кинофестивале «Восхождение», который проходил во ВГИКе в конце сентября . Эмир Кустурица стал гостем этого фестиваля. Режиссер поделился со студентами своими размышлениями о методе и сущности кинематографа.
«Зал был переполнен», — рассказывает Ксюша: «Люди приходили и садились прямо на ступеньки, и даже там не хватало места»
А ректор ВГИКа Владимир Малышев по этому поводу пошутил: «Теперь понятно, как бороться с прогулами студентов. Надо, чтобы чаще Кустурица приезжал.
А сам Эмир прокомментировал так: «Мне всегда говорили, что это огромная школа, что это огромный простор, что это много людей. Две тысячи студентов, чего я в жизни не видел, и наконец удалось»
Лекция режиссера заставила забыть обо всей развлекательной части. Два часа размышлений о методе и сущности кинематографа. Опираясь на опыт классиков, мастер выразил недовольство засильем голливудских стандартов съемки, потерей кино своего статуса седьмого искусства. «В большинстве фильмов, снятых сегодня, эстетика искусства пострадала, поскольку она приняла язык рекламы», – заявил Эмир Кустурица.
Язык же фильмов самого Кустурицы сформировался, по его собственным словам, из просмотренных лент Федерико Феллини. Оттого эта самобытность народной жизни, на которую мало кто обращал внимание, так мощно клубилась в его самых знаменитых картинах. Михаил Трофименков назвал этот феномен, не без язвительного укола: мифом «чудесной собаки Кустурицы», но витальность и жизнерадостность его картин сразу полюбилась зрителям, уставшим от академического кинематографа.
Тем интереснее было увидеть, как сам режиссер, ставший почетным доктором института кинематографии, делится с учениками размышлениями о реальности и реализме в кино. Кино не жизнь, а лишь ее суррогат, который может научить многому. «Значимые фильмы существуют, но осталось очень мало тех, кто верит в старый голливудский лозунг, что фильм – больше, чем жизнь», – считает Кустурица.
Но самый удивительный пример Эмир Кустурица привел, раскрывая основы языка кинематографа. Он сослался на фильм Александра Довженко «Земля». Как часто вы видите, чтобы человек танцевал перед сном, до или после работы, вопрошал режиссер. Танец и музыка в большей степени имеют отношение к искусству кино, больше, чем литература, заявил Кустурица.