Дмитрий Северюхин, галерейное дело и арт-бизнес

Доктор искусствоведения, профессор кафедры графики Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Преподаваемые дисциплины

  • История печатно‑графического искусства;
  •  Основы галерейного деда;
  •  Творческая работа (практика по получению профессиональных навыков и опыта научно‑исследовательской деятельности).

Звания и награды

  • Член Санкт‑Петербургского Союза художников России.
  • Член Союза писателей Санкт‑Петербурга.

Образование

  • 1977 г. — окончил электромеханический факультет Ленинградского Политехнического института.
  • 2005 г. — Окончил аспирантуру Российского государственного Педагогического университета имени А. И. Герцена.
  • 2010 г. — окончил докторантуру Московской государственной художественно‑промышленной академии им. С. Г. Строганова.

Профессиональный опыт

  • В настоящее время эксперт Фонда имени Д. С. Лихачева, редактор исторической части создаваемой Фондом имени Д. С. Лихачева сетевой «Энциклопедии петербургской благотворительности» и автор более 200 статей в ней, один из руководителей сетевого энциклопедического проекта «Изобразительное искусство и архитектура Русского Зарубежья».
  • В 1992 — 2004 гг. — владелец художественного салона и литературного клуба «Чайный домик» в Летнем саду.
  • До 1992 г. — работал инженером, став автором более 30 запатентованных изобретений и ряда научных публикаций в области электронных технологий и электроэнергетики.
  • С конца 1970‑х гг. — занимался искусствознанием и литературоведением, сначала как любитель, затем профессионально.

Область научных интересов

  • художественная жизнь дореволюционной России и СССР;
  • искусство и литература Русского Зарубежья;
  • ленинградское неофициальное культурное движение 1960 — 1980‑х гг.;
  • современное искусство Санкт‑Петербурга;
  • история российской благотворительности.

Основные публикации и творческая деятельность

  • С 1982 г. печатался в Самиздате (в частности, в журнале «Часы» и «Митином журнале») и за границей;
  • C 1986 г. печатался в отечественных периодических изданиях («Декоративное искусство СССР», «Наше наследие», «Невский архив», «Антикварное обозрение», «Невский библиофил», «Петербургский книжный вестник», «Художественный вестник», «Арт‑город», «Реальность и субъект» и др.);
  • В 1986 г. в соавторстве с О. Л. Лейкиндом подготовил биографический словарь «Художники русской эмиграции»; в переработанном и расширенном виде издан в 1999 и 2000 гг. под названием «Художники Русского Зарубежья» (в соавторстве с О. Л. Лейкиндом и К. В. Махровым);
  • В 1992 г. вместе с О. Л. Лейкиндом выпустил книгу «Золотой век художественных объединений России и СССР 1820‑1932»;
  • Куратор серии конференций «Новый художественный Петербург» (2003);
  • Издатель и редактор книжной серии «Петербургские исторические записки» (2004‑2005; 9 выпусков);
  • В 2003 г. — научный редактор и автор‑составитель литературной энциклопедии «Самиздат Ленинграда. 1950‑1980‑е»;
  • В 2003–2004 гг. — член редколлегии и автор энциклопедии «Санкт‑Петербург»;
  • В 2005–2008 гг. — член редколлегии и автор многотомной энциклопедии «Три века Санкт‑Петербурга»;
  • В 2008 г. выпустил книгу «Старый художественный Петербург: Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 г.» (Анциферовская премия и медаль за лучший научный труд по истории Санкт‑Петербурга 2009 года);
  • Северюхин Д.Я. «Три века художественного рынка Санкт‑Петербурга, или проза художественной жизни»;. СПб.: Мiръ, 2018. 752 с.;
  • Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я.  Художники русского зарубежья. Первая и вторая волна эмиграции. Биографический словарь. В 2‑х тт. СПб.: Мiръ, 2019;
  • Персональная выставка: «Исповедь дилетант». Музей‑мастерская фонда «Искусство графики». 2019.

В 2010 г. был одним из идеологов и организаторов Международного конгресса «Художественные музеи и сохранение общего культурного пространства СНГ и стран Балтии», состоявшемся в Санкт‑Петербурге (в конгрессе, направленном на активизацию международного культурного сотрудничества, приняли участие руководители 45 национальных художественных музеев из 14 стран, расположенных на пространстве бывшего СССР). Участник многих научных конференций в России и за границей. В числе конференций последних лет:

  • «Современные проблемы академического искусствоведческого образования» (Междунар. науч. конф.СПбГУ, 2012);
  • «Тело в искусстве» (Научно‑практическая конференция; СПбГУКИ, февраль 2012);
  • «Искусство Русского зарубежья» (Париж, Центр Кристиана Диора, апрель 2012);
  • «Марк Шагал и Петербург» (Междунар. науч. конф., Государственный Эрмитаж, октябрь 2012);
  • «Нансеновские чтения‑2012» (Междунар. науч. конф.; С.‑Петербургский институт истории РАН, октябрь 2012);
  • XXIII Международная конференция «Шагаловские чтения» (Витебск, Беларусь, июнь 2013);
  • «Польские и русские художники и архитекторы в художественных колониях за границей и в политической эмиграции 1815–1990» (Университет г. Торунь, Польша, июнь 2013).